Поделиться...


 

А также...

 

Архив моих статей на AllNews.uz


Мой блог  

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Узбекча гапир… Тушундизми?

Весьма важно для многих русских изучение тюркских языков. В старину мы говорили бы скорее всего о татарском. В наши дни это – скорее всего турецкий или узбекский.
Эрик В. Гуннемарк, «Искусство изучать языки»

Реально ли выучить узбекский язык в Узбекистане? Странный вопрос, но попытавшись это сделать, мы получили ещё более странный ответ…

Конечно можно, ответите вы. Многие его знают и разговаривают на нём с детства… Стоп! Вот вы и попались! Давайте рассматривать примеры в которых человек с рождения говорил только на русском (немецком, латыни, южном диалекте урду – это сейчас неважно), не имея возможности выучить толком что-либо, кроме «Ассалом алейкум, хурматли устоз!» и «Пош арава!».

Фразы-то они, конечно, нужные и полезные, однако даже в быту не особо применимые, не говоря уже о сверхзадачах (перевод текста по работе и многом другом). Куда же идти этим людям? Так-с, языки обычно учат по самоучителю, с репетитором или на языковых курсах.

Самоучитель. Требует силы воли, выносливости, упрямства и умения рассчитывать время и свои возможности. К тому же, последний человеческий самоучитель, который можно найти — Рахматуллаева и Киссена советского периода. Для сведения: на втором уроке разучиваются слова «колхозник» и склонения «я иду в поле, ты идёшь в поле». Вне всякого сомнения, эти слова также необходимы, только боюсь фраза «У меня глючит интернет» в настоящее время более востребована, чем приглашение прогуляться по свежевспаханным полям.

Репетитор. Требует денег. Чаще всего занятия проходят у кого-нибудь дома. Предположим, вас не особо устраивают эти два пункта, и вы хотите недорого и два-три раза в неделю изучать язык. Добро пожаловать на КУРСЫ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА!!!

Поискав, я нашла вроде кучу объявлений с предложениями выучить узбекский в группе за небольшую плату. Но сравнив некоторые адреса, телефоны, пароли и явки, пришла к неминуемому выводу, что организаций всего несколько и они для создания видимости конкуренции публикуют объявления под разными именами и с разными номерами телефонов. (Ещё более загадочным это становится, если задуматься — поговорив с Ларисой и отказавшись от учителя Шухрата, я должна согласиться на учителя Шухрата от Светланы?).

После таких удивительных открытий оставалось только одно – пойти в народ. А именно обследовать маленькую часть нашего богатого на приключения города на предмет нормальных учебных центров. Я отправилась в турне по улице Фархадской, в душе надеясь на самое лучшее.

Курсы №1. Учительница сразу призналась, что преподаёт язык только из собственного удовольствия, ибо знает и любит его, а вот за результат моего обучения никоим образом не отвечает (а телефончик оставьте).

Курсы №2. В учебном центре не сказали ничего определенного, но записали моё имя и номер телефона, спросив строго зачем мне узбекский и проводили подозрительными взглядами до двери.

Курсы №3. Учебный центр занимал одну комнату на первом этаже. Посреди комнаты стоял стол, пара малышей рисовало акварелью, кто-то в углу бормотал по-английски. Директор, она же учитель рисования акварелью и иностранных языков, не стала особо зацикливаться на моей особе. Записала мои данные (опять таки!), обещала позвонить. Выйдя я мысленно пожелала ей кондиционер на Новый год.

Курсы №4. Подходя к большому учебному центру на метро «Мирзо Улугбека», я даже представить себе не могла, что произойдёт через десять минут. Меня выслушали, посочувствовали, расспросили, где я учусь, работаю, живу, есть ли у меня братья/сёстры, где и кем работают мои родители, а потом… раздался весёлый смех присутствующих.

— Девушка, зачем вам узбекский? – спросила, вытирая слёзы, женщина-администратор. Но её старания не увенчались успехом и плечи вновь затряслись от смеха.
— Так у вас ЕСТЬ курсы узбекского языка?
— Нееееет… И никогда не было… Зачем?

Учебных центров, где я побывала, в списке гораздо больше, но нигде не было курсов узбекского языка. Печальный вывод напрашивается сам собой, и я предоставлю вам самим возможность сформулировать его в лёгкой и доступной форме…

Опубликовано на AllNews.uz

Write a comment

Comments: 0